Особые судоходные качества и импортозамещение – главные критерии оценки речных судов для реновации пассажирского флота на Ямале

Сегодня в Салехарде ряд конструкторских бюро и заводов-изготовителей представили проекты речных судов для будущего пассажирского флота на Ямале.

Напомним, решение о проведении масштабного обновления и развития маршрутной сети перевозок водными артериями было принято главой арктического региона Дмитрием Кобылкиным в конце 2017 года. Стратегия реновации арктического флота также была представлена и поддержана министерствами транспорта и промышленности РФ, положительно воспринята российскими судостроительными предприятиями. Губернатор автономного округа неоднократно подчёркивал, что при реализации программы реновации судостроительная отрасль России получит заказы на 10 лет вперед, а пассажиры – комфортные и безопасные средства передвижения по водным путям не только Ямала.

Сегодняшняя встреча с проектировщиками не первая, но более детальная – конструкторами были изучены особые судоходные условия арктической акватории и внесены необходимые поправки. «Проекты доработаны с учётом наших корректировок. Отдельный пункт нашей встречи – определение механизма приобретения судов. Правительство рассматривает два варианта. Приобретение судов по программе «Сотрудничество», как было в случае покупки судов проекта А-145 и строительства теплохода «Фарман Салманов». Рассматривается вариант реновации с помощью лизинговых компаний», - заявил куратор отрасли, первый заместитель губернатора ЯНАО Алексей Ситников.

На встрече презентовано несколько вариантов судов различной пассажировместимости и конфигурации. Предложены как суда катамаранного типа, так и привычные рейсовые пассажирские суда. Разработчики изучили характеристики теплохода «Механик Калашников», работающего на одном из самых протяжённых на Ямале маршрутов «Салехард – Новый Порт – Антипаюта». Совмещение современного подхода и проверенных технологий позволит создать новые суда для глубин и волнений, характерных для водных путей Ямала.

Важно отметить, что каждый представленный проект адаптирован для маломобильных пассажиров, предусмотрена безопасная посадка и высадка, продумано удобное пользование внутренней инфраструктурой судов. «Важно импортозамещение при строительстве судов», - добавил Алексей Ситников. Тему импортозамещения затронул и представитель лизинговой компании. Государственные программы по строительству судов распространяются только на проекты отечественного судостроения.

Субсидии из федерального бюджета, согласно законодательству, покрывают затраты на лизинговые платежи как при заказах строительства судов, так и на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых судов взамен сданных на утилизацию.

Напомним, для повышения безопасности и комфортности пассажирских перевозок в условиях Обь-Иртышского бассейна программу реновации формируют два субъекта: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Компания «Северречфлот» ранее представила стратегические планы развития, которые были поддержаны регионами.

Наша справка. Итоги навигации ежегодно показывают, что спрос на перевозки водным транспортом в границах автономного округа и за его пределами остаётся стабильно высоким. В навигацию 2017 года перевезено 76 368 пассажиров. Из них по межрегиональным маршрутам – 31 794 пассажира и 59 816 пассажиров по межмуниципальным маршрутам, без учёта работы паромной переправы.