ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3 от 11.05.2012 г.

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3

Об утверждении методических рекомендаций
о порядке проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования (муниципального района, сельского поселения)

с. Мужи 11 мая 2012г.

Руководствуясь статьёй 8 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования Шурышкарский район, утверждённого решением Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район от 23 сентября 2011 года № 197, основываясь на регламенте Контрольно-счётной палаты муниципального образования Шурышкарский район, утверждённым Постановлением Контрольно-счётной палаты муниципального образования Шурышкарский район от 29 февраля 2012 года № 1, ПОСТАНОВЛЯЮ:

Утвердить методические рекомендации

о порядке проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования (муниципального района, сельского поселения)

(приложение 1.)

Председатель А. В. Понамарёв

Рассмотрены

на заседании Коллегии Контрольно-счётной палаты муниципального образования Шурышкарский район

5 мая 2012 года.

Утверждены постановлением от 11 мая 2012 года №3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

о порядке проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования (муниципального района, сельского поселения)

Мужи, 2012 год

Общие положения

Настоящие методические рекомендации определяют порядок организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования (муниципального района, сельского поселения).

Цель методических рекомендаций – установить основные процедуры проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования, необходимые и достаточные для достижения цели проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ).

Основные термины и понятия в настоящих методических рекомендациях применяются в том же значении, что и в бюджетном законодательстве Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах.

В настоящих методических рекомендациях слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении.

Содержание, цель, предмет и основание проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета

В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (главных администраторов бюджетных средств).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает проведение органом муниципального финансового контроля, созданным представительным органом местного самоуправления, внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета в двух случаях:

1. Не реже одного раза в два года в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов (п.4 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ).

2. По обращению представительного органа поселения (абз. 4 п.2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ).

При этом Бюджетным кодексом РФ не установлено проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района, по обращению, представительного органа муниципального района.

В соответствии с п. 1 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

С учетом вышеизложенного, целью проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования является:

проверка по итогам исполнения бюджета муниципального образования соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и достоверности сведений, представленных в годовом отчете об исполнении местного бюджета.

Объектами проведения внешнего контроля являются главные администраторы бюджетных средств и орган, организующий исполнение бюджета.

Предметом внешнего контроля является годовой отчет об исполнении местного бюджета, бюджетная отчетность органа, организующего исполнение бюджета, бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств.

Основанием для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета является Бюджетный кодекс РФ, план работы Контрольно-счётной палаты муниципального образования Шурышкарский район.

Список нормативных правовых актов и писем, используемых при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета представлен в приложении.

Подготовка к проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования

Подготовка к проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования включает в себя изучение бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, сбор необходимой информации, определение подлежащих проверке вопросов, определение состава контрольной группы и разработку программы контрольного мероприятия. Программа контрольного мероприятия составляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки, проведения и оформления результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счётной палаты муниципального образования Шурышкарский район.

Методические подходы к определению полноты, достоверности, прозрачности и информативности бюджетной отчетности

В соответствии с п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетной отчетности включаются:

- отчет об исполнении бюджета, содержащий данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;

- баланс исполнения бюджета, содержащий данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета;

- отчет о финансовых результатах деятельности, содержащий данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде по кодам классификации операций сектора государственного управления;

- отчет о движении денежных средств, отражающий операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления;

- пояснительная записка, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иные результаты использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

Кроме того, к годовому отчету об исполнении бюджета муниципального образования прилагается Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов местных администраций (п. 7 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов Российской Федерации устанавливает единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Представленную бюджетную отчетность главных администраторов бюджетных средств необходимо проанализировать и проверить их соответствие порядку составления и предоставления годовой бюджетной отчетности, утвержденному Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с перечнем главных администраторов доходов, главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, утвержденным решением представительного органа муниципального образования о бюджете на соответствующий финансовый год, необходимо проверить полноту представления годовых отчетов об исполнении бюджетов по всем главным администраторам бюджетных средств.

Выводы о достоверности сведений в годовом отчете об исполнении местного бюджета делаются по результатам следующих процедур: проверки по месту нахождения объекта внешнего контроля, наблюдения, запроса, пересчета и аналитических процедур. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.

Выводы относительно правильности отражения остатка средств на счетах бюджетного учета, информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, могут основываться на процедурах, проведенных выборочным способом в ходе проверки по месту нахождения объекта внешнего контроля.

Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к отдельным объектам проверок.

Решение о проведении проверки по месту нахождения объекта внешнего контроля принимается должностным лицом, ответственным за проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования, при необходимости подтверждения правильности отражения остатка средств на счетах бюджетного учета, информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств объектов проверок, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, на основании первичных учетных документов и регистров бюджетного учета.

В ходе встречной проверки показатели бюджетной отчетности получателей бюджетных средств подлежат сверке с данными Главной книги, регистров бюджетного учета.

Наблюдение представляет собой отслеживание процесса исполнения бюджета муниципального образования за соответствующий финансовый год по материалам, опубликованным в средствах массовой информации, сети Интернет, аналитической и иной информации, представленной муниципальным образованием и другими организациями и т.д.

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами проверяемых объектов проверок. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным администрации проверяемого объекта и (или) третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам проверяемого объекта. При этом ответы, полученные устно от руководителей и работников проверяемого объекта, должны быть письменно оформлены ответственным исполнителем в форме краткого изложения бесед с руководством и (или) работниками.

Пересчет представляет собой проверку итоговых значений форм отчетности, проверку контрольных соотношений внутри отчета, проверку контрольных соотношений между показателями форм бюджетной отчетности, проверку соблюдения правил консолидации бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации из форм бюджетной отчетности, по результатам выборочной проверки, запросов, наблюдений, выявление причин ошибок и искажений, допущенных при составлении форм бюджетной отчетности.

Аналитические процедуры включают:

- анализ соблюдения положений основных направлений налоговой и бюджетной политики муниципального образования при исполнении бюджета;

- анализ организационной структуры, результатов деятельности, годового отчета об исполнении бюджета, показателей бюджетной отчетности, прочих вопросов деятельности главных администраторов бюджетных средств;

- анализ соблюдения участниками бюджетного процесса, в ходе исполнения местного бюджета, норм текстовых статей принятого решения о бюджете муниципального образования, решения представительного органа муниципального образования о бюджетном процессе в муниципальном образовании, Бюджетного кодекса РФ;

- анализ первоначально утвержденных и уточненных показателей бюджета муниципального образования. Установление причин внесения изменений в параметры бюджета муниципального образования;

- анализ исполнения бюджета муниципального образования в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, причин расхождения данных об исполнении бюджета с утвержденными бюджетными назначениями;

- сравнительный анализ исполнения местного бюджета в анализируемом периоде с соответствующими показателями предыдущего года;

- оценку соблюдения требований бюджетного законодательства при составлении, утверждении и внесении изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета, бюджетную смету получателей бюджетных средств;

- оценку соответствия показателей бюджетной росписи бюджетным ассигнованиям, утвержденным сводной бюджетной росписью, и лимитам бюджетных обязательств, утвержденным финансовым органом муниципального образования;

- сравнительный анализ бюджетной отчетности получателей бюджетных средств с аналогичными показателями бюджетной сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

- оценку соблюдения принципов разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, сбалансированности и достоверности бюджета, установленных статьями 30,31,32,33,37 Бюджетного кодекса РФ;

- проверку соответствия кодов бюджетной классификации Российской Федерации, указанных в годовом отчете об исполнении бюджета муниципального образования, приказу Министерства финансов Российской Федерации об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации;

- анализ показателей актива и пассива баланса (ф. 0503130) по бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности, средств находящихся во временном распоряжении на начало года и на конец отчетного периода (нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат);

- оценку правильности постановки и ведения бюджетного учета;

- анализ результатов финансового контроля в отчетном году за исполнением бюджета муниципального образования законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций, подразделениями местной администрации по осуществлению внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), результатов работы по устранению выявленных недостатков и восстановлению использованных не по целевому назначению средств;

- анализ уровня организации предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением местного бюджета.

В случае выявления ошибок и фактов искажения показателей бюджетной отчетности необходимо установить, как они повлияли на показатели исполнения бюджета муниципального образования по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Следует получить от соответствующих должностных лиц письменные объяснения и другие материалы по выявленным ошибкам и фактам искажений показателей бюджетной отчетности.

Проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах при исполнении доходной части бюджета муниципального образования

Внешняя проверка исполнения доходной части бюджета муниципального образования проводится на основании данных бюджетной отчетности главных администраторов доходов местного бюджета и, при необходимости, в ходе встречной проверки, на основании бюджетной отчетности администраторов доходов местного бюджета, данных бюджетного учета, иных документов, формируемых администраторами доходов местных бюджетов в ходе осуществления полномочий.

На основании вышеназванных документов следует определить:

- уровень исполнения бюджета муниципального образования по доходам (по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом и уточненным бюджетом) в разрезе кодов классификации доходов бюджетов по главным администраторам доходов местного бюджета и в целом по муниципальному образованию;

- последствия влияния на доходы местного бюджета изменений налогового и бюджетного законодательства и потери доходов местного бюджета от предоставления налоговых льгот по федеральным, региональным и местным налогам;

- структуру доходов местного бюджета, размер собственных доходов местного бюджета, межбюджетных трансфертов, налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;

- долю межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, предоставляемых из окружного бюджета, в собственных доходах бюджета муниципального района, сельского поселения;

- объем поступивших средств самообложения граждан и их целевое назначение;

- объем средств, поступивших безвозмездно от физических и юридических лиц, и их целевое назначение;

- объем и целевое назначение средств, поступивших в бюджет муниципального района в виде субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов из окружного бюджета;

- объем и целевое назначение средств, поступивших в бюджет муниципального района в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений;

- объем и удельный вес невыясненных платежей в общих доходах бюджета по главным администраторам доходов местного бюджета и в целом по муниципальному образованию.

Кроме того, в ходе проверки необходимо обратить внимание на то, что доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении отчетности об исполнении бюджета включаются в состав доходов бюджета (п. 5 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Следует учесть, что п. 5 ст.41 Бюджетного кодекса РФ (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление казённым учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования казёнными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности (ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ).

Коды группы и подгрупп вышеуказанных доходов бюджетов, а также перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (п. 8 ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ).

При формировании годовых отчетов об исполнении местных бюджетов доходы должны распределяться по трем группам:

1) налоговые и неналоговые доходы (пп.1 п. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса РФ);

2) безвозмездные поступления (пп.2 п. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса РФ);

3) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пп. 8 ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ).

Исполнение бюджета муниципального образования по налогам, администрируемым территориальными органами Федеральной налоговой службы по Ямало – Ненецкому автономному округу, проверяется на основании бюджетной отчетности, представляемой Управлением Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу органу, организующему исполнение бюджета (приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 05.12.2008 № ММ-3-1/643@).

В ходе встречной проверки, раздел 1 «Доходы» Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) проверяется на основании:

- актов сверки администраторов местных бюджетов с территориальными органами Федерального казначейства;

- отчетов, представляемых главными администраторами доходов местного бюджета финансовому органу муниципального образования.

Произвести оценку принятых органами местного самоуправления мер по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в соответствии с соглашением, заключенным с департаментом финансов Ямало – Ненецкого автономного округа (на основании отчетности об исполнении соглашения, представляемой ежеквартально в департамент финансов автономного округа):

а) по сокращению задолженности и увеличению объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;

б) по оптимизации налоговых льгот, предоставленных в соответствии с муниципальными правовыми актами, на основе анализа их эффективности и уровня налоговых ставок.

в) по взысканию в судебном порядке задолженности по арендным платежам за земельные участки, нежилые помещения, иное имущество;

г) по проведению реструктуризации задолженности по местным налогам, утверждению графика платежей, позволяющего погасить задолженность с учетом материального положения должника;

д) по проведению анализа финансового состояния платежной дисциплины организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.

Необходимо проверить реализацию органами местного самоуправления принципа самостоятельности бюджетов, а именно, принципа недопустимости введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию снижения доходов.

Проверка соблюдения бюджетного законодательства при исполнении расходной части бюджета муниципального образования

Исполнение местного бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования, с соблюдением норм Бюджетного кодекса РФ.

На основании данных бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств проверить:

- структуру расходов местного бюджета по ведомственной принадлежности, по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов, кодам операций сектора государственного управления;

- количество муниципальных целевых программ, принятых к финансированию в местном бюджете, федеральных и окружных целевых программ, реализуемых органами местного самоуправления, удельный вес расходов на их финансирование в общих расходах местного бюджета;

- соблюдение требований бюджетного законодательства при составлении, утверждении и внесении изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета, в бюджетную смету получателей бюджетных средств;

- соответствие показателей бюджетной росписи бюджетным ассигнованиям, утвержденным сводной бюджетной росписью, и лимитам бюджетных обязательств, утвержденным финансовым органом муниципального образования;

- использование средств самообложения граждан, поступивших на основании решения, вынесенного на местном референдуме (сходе граждан);

- использование средств, поступивших безвозмездно от физических и юридических лиц;

- использование средств, поступивших в бюджеты городских округов и муниципальных районов в виде субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов из окружного бюджета;

- уровень обеспеченности финансовыми ресурсами переданных государственных полномочий;

- использование средств, поступивших в бюджет муниципального района в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений;

- использование бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями;

- соблюдение предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга, установленного решением о бюджете;

- соблюдение предельного объема предоставления муниципальных гарантий, установленного решением о бюджете;

- соблюдение принципа разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, принципа самостоятельности бюджетов, полноты отражения доходов и расходов бюджетов и сбалансированности бюджета, установленного статьями 30,31,32,33 Бюджетного кодекса РФ.

На основании показателей Отчета об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов местных администраций провести анализ произведенных расходов за счет средств резервного фонда местной администрации (в соответствии со ст. 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций).

Произвести оценку принятых органами местного самоуправления мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в соответствии с соглашением, заключенным с департаментом финансов Ямало – Ненецкого автономного округа (на основании отчетности об исполнении соглашения, представляемой ежеквартально в департамент финансов Ямало – Ненецкого автономного округа):

1. По оптимизации расходов, в том числе на содержание численности работников бюджетной сферы и органов местного самоуправления:

- соблюдение установленного Администрацией Ямало – Ненецкого автономного округа нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления;

- выполнение мер по оптимизации сети муниципальных учреждений;

- результаты оценки деятельности муниципальных учреждений (результаты мониторинга сети муниципальных учреждений);

- внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

2. По обеспечению отсутствия задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, оплате коммунальных услуг.

При анализе эффективности использования средств местного бюджета также используется таблица № 2 «Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств» Пояснительной записки. В таблице должны быть отражены сведения о мерах, которые были приняты в отчетном периоде и привели к экономии бюджетных средств или позволили более эффективно их расходовать.

Необходимо иметь в виду, что в указанной таблице отражаются только те мероприятия, которые приняты по инициативе главного распорядителя и получателя, а не на основе действующих нормативных правовых актов.

Проверить правильность отражения в бюджетной отчетности расходов муниципального образования в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ:

- все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание муниципального долга;

- поступления в бюджет от размещения муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году (п. 2 ст. 113 Бюджетного кодекса РФ);

- если исполнение гарантом муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов местного бюджета (абз. 2 п.12 ст. 115 Бюджетного кодекса РФ).

Проверка соблюдения бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования по источникам финансирования дефицита бюджета

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью.

В ходе внешней проверки рекомендуется проверить соблюдение предельного объема дефицита бюджета муниципального образования, установленного Бюджетным кодексом РФ (п. 4 ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ):

- по итогам исполнения бюджета муниципального образования предельный размер дефицита бюджета не должен превышать 10 процентов общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;

- для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;

- в случае утверждения решением о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, дефицит местного бюджета может превысить указанные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 113 Бюджетного кодекса РФ поступления в бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита местного бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита бюджета.

Погашение основной суммы долга муниципального долга, возникшего из муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита местного бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета (п. 3 ст. 113 Бюджетного кодекса РФ).

На основании отчета об исполнении бюджета рекомендуется проверить соблюдение органами местного самоуправления предельного объема муниципальных заимствований, предельного объема муниципального долга, установленных решением о бюджете.

Следует учитывать, что местная администрация издает муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации в случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (кредитором не совершены определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ст. 100.1 Бюджетного кодекса РФ).

Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема муниципального долга по видам списываемых муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета (п. 3 ст. 100.1 Бюджетного кодекса РФ).

Списание с муниципального долга не допускается по обязательствам, возникающим по кредитным соглашениям, по муниципальным долговым обязательствам перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями (п.4 ст. 100.1 Бюджетного кодекса РФ).

В ходе внешней проверки следует проверить выполнение программы муниципальных гарантий, утвержденной решением о бюджете.

Если исполнение гарантом муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита местного бюджета (ст. 115 Бюджетного кодекса РФ).

Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов (ст. 115 Бюджетного кодекса РФ).

Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, а также муниципальных гарантий в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с п. 2 ст. 104 Бюджетного кодекса РФ, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства (ч. 4 ст. 117 Бюджетного кодекса РФ).

В ходе встречной проверки в финансовом органе муниципального образования следует проверить отражение в муниципальной долговой книге предоставленных и исполненных муниципальных гарантий.

Порядок оформления результатов внешней проверки

Оформление результатов внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств местного бюджета осуществляется в соответствии с Регламентом Контрольно-счётной палаты муниципального образования Шурышкарский район, а также с Инструкцией о порядке подготовки проведения и оформления результатов контрольных и экспертно – аналитических мероприятий и принятия решений по их результатам.

Оформление результатов контрольных мероприятий являются завершающим этапом внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств местного бюджета. Главная задача данного этапа состоит в следующем:

- подготовка акта по результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;

- подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета на основании данных внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств местного бюджета.

Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении

местного бюджета

В соответствии с п.1 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ на основании данных внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета готовится заключение на годовой отчет об исполнении местного бюджета.

В заключении на годовой отчет об исполнении местного бюджета должны быть отражены:

1) результаты анализа исполнения местного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита местного бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации;

2) основные результаты исполнения местного бюджета в разрезе плановых и фактических показателей, основные показатели исполнения местного бюджета в сравнении с показателями предыдущего года;

3) структура доходов местного бюджета по кодам классификации доходов бюджетов, видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;

4) анализ использования дополнительно полученных доходов;

5) анализ поступления доходов от использования муниципального имущества;

6) структура расходов местного бюджета, достоверность, законность и полнота отражения расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, по ведомственной структуре расходов бюджета;

7) анализ исполнения муниципальных целевых программ, федеральных и окружных целевых программ, адресной инвестиционной программы;

8) достоверность, законность отражения источников финансирования дефицита местного бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицита бюджета, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицита бюджета;

9) анализ исполнения установленного объема муниципального долга, законность и эффективность управления муниципальным долгом;

10) анализ предоставления муниципальных гарантий и их исполнение, а также анализ выявленных фактов предоставления муниципальных гарантий с нарушением требований законодательства;

11) анализ предоставленных бюджетных кредитов и их погашения;

12) анализ использования межбюджетных трансфертов из окружного бюджета;

13) анализ в динамике основных характеристик местного бюджета по главным администраторам средств местного бюджета;

14) нарушения и недостатки, допущенные главными администраторами средств местного бюджета при составлении годовой бюджетной отчетности, существенность их влияния на показатели годового отчета об исполнении местного бюджета;

15) выводы о достоверности сведений, содержащихся в годовом отчете об исполнении местного бюджета;

16) иные сведения, которые необходимы для оценки эффективности управления бюджетными средствами в муниципальном образовании.

Приложение

Список используемых нормативных правовых актов:

1. Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

2. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

3. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

5. "Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

7. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410 «О Порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 № 625 "Об утверждении Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета".

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 "О Порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".

12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 № 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

14. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 № 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений".

15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 65н, Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ММ-3-1/295@ от 30.06.2008 "Об утверждении периодичности, сроков и формы представления информации в соответствии с правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными постановлением ПравительствА Российской Федерации от 12 августа 2004 г. № 410".

16. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2008 № 128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

17. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

18. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

19. Приказ Федерального казначейства от 22.03.2005 № 1н "Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства".

20. Приказ Федерального казначейства от 25.08.2005 № 12н "Об утверждении общего порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

21. Приказ Федерального казначейства от 30.12.2005 № 19н "Об утверждении Инструкции о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".

22. Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н "О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов".

23. Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.11.2004 № САЭ-3-10/108@ "Об утверждении форм статистической налоговой отчетности федеральной налоговой службы на 2005 год".

24. Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 29.04.2005 № ШС-3-10/184@ "Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы N 1-НПШ "Отчет о поступлении налогов (сборов), пеней и налоговых санкций в бюджетную систему Российской Федерации" и N 1-РСС "Отчет о суммах расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования" на 2005 год".

25. Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 05.12.2008 № ММ-3-1/643@ "О Порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

26. Законы Ямало-Ненецкого автономного округа о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

27. Постановление Администрации Ямало – Ненецкого автономного округа от 30.11.2007 № 547-А "Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного и (или) формируемого представительным органом муниципального образования органа местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих".

28. Постановление Администрации Ямало – Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 № 564-А "О порядке заключения соглашений между департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа и органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования на очередной финансовый год".

29. Постановление Администрации Ямало – Ненецкого автономного округа от 20.12.2007 № 579-А "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций из окружного (регионального) фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита окружного бюджета".

30. Постановление Администрации Ямало – Ненецкого автономного округа от 03.04.2008 № 137-А "О Порядке осуществления органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов окружного бюджета".

31. Постановление Администрации Ямало – Ненецкого автономного округа от 08.05.2008 № 201-А "О Порядке осуществления органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов местных бюджетов".

32. Решение Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район от 23 сентября 2011 года № 197 «Об утверждении Положения о Контрольно-счётной палате муниципального образования Шурышкарский район.

33. Решение Районной Думы от 17 сентября 2010г. № 817 "О Положении о межбюджетных отношениях в муниципальном образовании Шурышкарский район".

34. Решения Районной Думы о бюджете муниципального образования Шурышкарский район на соответствующий финансовый год (на соответствующий финансовый год и плановый период).

35. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Список используемых писем:

1. Письмо Министерства финансов Российской Федерации № 02-14-10/3155, Федерального казначейства № 42-7.1-01/2.4-342 от 22.11.2005 "О Порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".

2. Письмо Федерального казначейства от 18.12.2007 № 42-7.1-15/2.1-419 «О направлении контрольных соотношений к годовой отчетности за 2007 год».

3. Письмо Федерального казначейства от 28.01.2008 № 42-7.1-17/2.4-25 «О направлении дополнительных контрольных соотношений».

4. Письмо Федерального казначейства от 18.12.2007 № 42-7.1-15/2.4-418 "Об особенностях составления и представления годовой отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета за 2007 год".

5. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 06.06.2006 № 79-Т "О мерах по реализации статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Новости района

#