Законом на юридические лица возложена обязанность по соблюдению требований об антитеррористической защищенности

Прокуратурой Шурышкарского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности критически важных объектов.

Как указано в ст.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35) правовую основу противодействия терроризму составляют федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно п.п.2, 5, 9 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256):

- антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта;

- критически важные объекты топливно-энергетического комплекса – объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;

- объекты топливно-энергетического комплекса – объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

В силу ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», объекты электроэнергетики – имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.9 Закона № 256 система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

- предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;

- своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

Пунктом 7 ст.2 Закона № 35 предусмотрен приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» эксплуатирующая организация обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

Согласно п.4 ч.2 ст.12 Закона № 256 комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов электроэнергетики, теплоснабжения и объектов нефтепродуктообеспечения обязаны осуществлять владельцы и пользователи таких объектов.

В соответствии с п.2 ст.10 Закона № 256 приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 587 утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов электроэнергетики и объектов электроэнергетики и объектов нефтепродуктообеспечения. В состав данных работ входит монтаж, эксплуатация и техническое обслуживание инженерно-технических средств охраны.

На территории с.Мужи и с.Шурышкары Шурышкарского района находятся критически важные объекты топливно-энергетического комплекса – «котельная № 5» по ул.Мира 7 с.Шурышкары, «Котельная № 1», «Котельная № 2», «Котельная № 3», «Котельная № 7», «Котельная № 8» в с.Мужи (далее – Объекты), которые являются объектами теплоснабжения, которые на основании договора аренды движимого и недвижимого имущества № А-02\2014 от 01.06.2014 эксплуатируются филиалом открытого акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (далее – филиал ОАО «Ямалкоммунэнерго») в Шурышкарском районе.

Паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – «котельная № 5» по ул.Мира, д.7, с.Шурышкары предусмотрены первоочередные и долгосрочные мероприятия по антитеррористической защищенности: мероприятия по установке ворот на автомобильном въезде на территорию объекта, срок исполнения – июль 2012 года, мероприятия по установке технических средств периметральной охранной сигнализации в уязвимых местах здания (окна, двери и т.д.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта, срок исполнения – декабрь 2013 года.

Паспортами безопасности «Котельная № 1», «Котельная № 2», «Котельная № 3», «Котельная № 7», «Котельная № 8» в с.Мужи предусмотрены первоочередные и долгосрочные мероприятия по антитеррористической защищенности, в частности: мероприятия по устройству (установке) основного ограждения на территории объектов, срок исполнения – июнь-июль 2012 года, мероприятия по установке ворот на автомобильном въезде на территорию объекта, оборудованных ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения), срок исполнения – июнь-июль 2012 года, мероприятия по установке дополнительного ограждения для усиления основного ограждения территории, срок исполнения – октябрь 2013 года, мероприятия по установке технических средств периметральной охранной сигнализации в уязвимых местах здания (окна, двери и т.д.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта, срок исполнения – декабрь 2013 года, оборудование территории указанных котельных камерами видеонаблюдения – август 2014 года.

Прокуратурой Шурышкарского района по результатам проведенных в декабре 2014 года – марте 2015 года проверок исполнения ОАО «Ямалкоммунэнерго» законодательства о противодействии терроризму установлено, что ОАО «Ямалкоммунэнерго» не проведены вышеуказанные мероприятия по антитеррористической защищенности объектов.

В связи с этим прокуратурой района внесены в адрес руководителя ОАО «Ямалкоммунэнерго» представления от 31.12.2014 № 13-1002-14 и от 27.02.2015 № 01-23-15 об устранении нарушений закона о противодействии терроризму.

По результатам рассмотрения представлений исполнительный директор ОАО «Ямалкоммунэнерго» проинформировал прокуратуру района о том, что нарушения закона на Объектах будут устранены ОАО «Ямалкоммунэнерго» в самое ближайшее время.

По графику проведения антитеррористических работ на котельных в с.Мужи и с.Шурышкары от 26.03.2015 срок выполнения вышеперечисленных мероприятий установлен до 01.06.2015 для установки основного ограждения, 01.08.2015 для установки дополнительного ограждения, 01.07.2015 для установки ворот, 01.12.2015 для установки средств периметральной охранной сигнализации, для систем видеонаблюдения на объектах в с.Мужи срок установлен 01.08.2015 для «котельная № 1», «котельная № 2» - 01.09.2015, «котельная № 3» - 01.10.2015, «котельная № 7» - 01.11.2015, «котельная № 8» - 01.12.2015. Тем не менее, принимая во внимание, что указанные мероприятия, предусмотренные паспортами безопасности перечисленных объектов в установленные сроки не были исполнены, наличие данного графика не гарантирует их выполнение в указанные сроки, нарушения действующего законодательства в сфере противодействия терроризму не были устранены после принятия прокуратурой Шурышкарского района мер реагирования, в связи с чем, на ОАО «Ямалкоммунэнерго» необходимо возложить обязанность по исполнению вышеперечисленных мероприятий по антитеррористической защищенности на критически-важных объектах.

Согласно письму от 24.03.2015 № 705, поступившему в прокуратуру Шурышарского района из филиала ОАО «Ямалкомунэнерго» в Шурышкарском районе, указанные мероприятия в сфере антитеррористической защищенности на котельных с.Мужи и с.Шурышкары до настоящего времени не выполнены, что не исключает возможности несанкционированного проникновения на данные объекты.

По указанным фактам 31.03.2015 прокурор района обратился в Шурышкарский районный суд с иском о возложении обязанности на ОАО «Ямалкоммунэнерго» устранить вышеуказанные нарушения закона и выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности критически-важных объектов согласно паспортам безопасности.

07.05.2015 Шурышкарским районным судом исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, исполнение решения суда находится на контроле прокурора района.


 


 

Прокурор района

советник юстиции О.В. Черкес

Новости района

#