Благодаря принятыми прокуратурой района мерам реагирования в МО Мужевское и МО Шурышкарское организован контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения

Прокуратурой Шурышкарского района проведена проверка законности муниципальных нормативных правовых актов в сфере осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, принятых органами местного самоуправления Шурышкарского района.

Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257) в силу ст.1 регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии с п.п.1, 6, 7 ст.3 для целей Закона № 257 используются следующие основные понятия:

- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Согласно ч.6 ст.4 Закона № 257 на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 3 ст.5 Закона № 257 автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на 4 вида:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Также, автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с ч.ч.9, 10 ст.5 Закона № 257 автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно ч.ч.13, 17 ст.5 Закона № 257 автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в ч.ч.14-16 ст.5 Закона № 257, то есть все, которые не являются автомагистралями, скоростными автомобильными дорогами. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

В силу п.п.1, 6 ст.13 Закона № 257 к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.13.1 Закона № 257 муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее - орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294).

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131) к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В силу ч.3 ст.14 Закона № 131 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 ст.14 Закона № 131. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст.14 Закона № 131 вопросов местного значения городских поселений.

Согласно ч.4 ст.14 Закона № 131 иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 ст.14 Закона № 131 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 ст.14 Закона № 131, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Частью 2 ст.2 Закона ЯНАО от 27.10.2014 № 76-ЗАО «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – ЗАО № 76) дополнительно к вопросам местного значения сельского поселения, установленным Законом № 131, за сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования Шурышкарский район, закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 6, 8, 15, 18, 22, 24, 33.1, 33.2 ч.1 ст.14 Закона № 131.

Таким образом, из анализа указанных положений закона следует, что осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (п.5 ч.1 ст.14 Закона № 131) входит в компетенцию муниципального района, то есть Администрации МО Шурышкарский район.

В силу ч.4 ст.15 Закона № 131 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

В силу положений ст.1, п.п.1, 6, 7 ст.,3 ч.6 ст.4, ч.ч.1, 2, 3 ст.5, ч.ч.9, 10 ст.5, ч.ч.13, 17 ст.5, п.п.1, 6 ст.13, ч.ч.2, 3 ст.13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.5 ч.1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Закона ЯНАО от 27.10.2014 № 76-ЗАО «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе» осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения входит в компетенцию муниципального района, то есть Администрации МО Шурышкарский район.

При проведении настоящей проверки установлено, что Администрации МО Шурышкарский район с органами местного самоуправления сельских поселений МО Горковское, МО Овгортское, МО Азовское, МО с.Питляр и МО Лопхаринское, входящих в состав Шурышкарского района заключены соглашения о передаче части полномочий, в том числе и в сфере осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Так как, данные соглашения с Администрациями МО Мужевское и МО Шурышкарское не были заключены и полномочия не белы переданы, то на их территориях за осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений ответственна Администрация МО Шурышкарский район.

Установлено, что в Администрации МО Шурышкарский район в нарушение требований ч.2 ст.13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующий муниципальный правовой акт, регулирующий порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений МО Мужевское и МО Шурышкарское, отсутствует, что свидетельствует о бездействии и самоустранении в указанной сфере правоотношений Администрации МО Шурышкарский район.

По указанному факту прокуратурой района 16.11.2015 внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого разработан проект соответствующего нормативного правового акта, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Прокурор района

советник юстиции О.В. Черкес

Новости района

#