Отчет о результатах деятельности департамента финансов

Отчет
о результатах деятельности департамента финансов администрации муниципального образования Шурышкарский район за 2011 год

Цели и задачи департамента финансов администрации

Департамент финансов Администрации муниципального образования Шурышкарский район (далее – Департамент) в соответствии с Положением о департаменте финансов, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район от 06.06.2008 года № 419 «Об утверждении Положения о Департаменте финансов Администрации муниципального образования Шурышкарский район», является исполнительным органом местного самоуправления.

Департамент является структурным подразделением Администрации муниципального образования Шурышкарский район, осуществляющим составление, организацию исполнения бюджета муниципального образования Шурышкарский район (далее – местный бюджет), и осуществляющим финансовый контроль за исполнением местного бюджета.

Основными задачами департамента являются:

разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования;

разработка порядка и методики планирования бюджетных ассигнований в муниципальном образовании;

составление проекта местного бюджета (проекта местного бюджета и среднесрочного финансового плана) включая прогноз основных характеристик консолидированного бюджета муниципального образования;

ведение реестра расходных обязательств муниципального образования;

организация и осуществление исполнения местного бюджета;

составление и ведение кассового плана местного бюджета;

ведение бюджетного учета и отчетности по исполнению местного бюджета и кассовому исполнению местного бюджета;

осуществление предварительного, текущего, последующего муниципального финансового контроля в процессе исполнения бюджета в целях предотвращения и пресечения нарушений бюджетно-финансовой дисциплины в процессе привлечения и (или) расходования бюджетных средств, обеспечения выполнения обязательств перед бюджетом, установления фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств;

В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставом муниципального образования Шурышкарский район, Решениями Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район, постановлениями и распоряжениями Администрации муниципального образования Шурышкарский район, иными правовыми актами муниципального образования Шурышкарский район, Положением о Департаменте.

Цели деятельности Департамента напрямую связаны со стратегическими целями, определенными в «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Шурышкарский район на период до 2020 года»: повышение уровня и качества жизни населения Шурышкарского района и обеспечение высоких темпов экономического роста. В этой связи деятельность Департамента направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Шурышкарского района, эффективное управление муниципальными финансами.

2. В рамках составления, рассмотрения и утверждения бюджетов проведены следующие основные мероприятия:

Создана необходимая нормативная база для составления и рассмотрения местного бюджета. Подготовлены следующие основополагающие документы:

- проекты решений: «О внесении изменений в решение Районной Думы МО Шурышкарский район «О Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании Шурышкарский район», «О внесении изменений в решение Районной Думы МО Шурышкарский район «О Положении о межбюджетных отношениях в муниципальном образовании Шурышкарский район»;

- приказы департамента финансов: «Об организации работы по формированию бюджета на 2011 год», «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета МО Шурышкарский район и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета», «Об утверждении перечня и кодов целевых статей и видов расходов местных бюджетов, финансовое обеспечение которых, осуществляется за счет средств местного бюджета», «Об утверждении формы отчета об исполнении муниципальными образованиями Соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования на 2011 год», «Об утверждении порядка и сроков представления главными распорядителями средств местного бюджета, финансовыми органами муниципальных образований, находящихся на территории МО Шурышкарский район в 2011 году сведений, необходимых для расчета межбюджетных трансфертов местным бюджетам и составления прогноза основных характеристик консолидированного бюджета МО Шурышкарский район», «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет департамента финансов».

Для координации участников бюджетного процесса была создана рабочая группа по разработке проекта местного бюджета на 2011 год, на заседаниях которой рассматривались основные подходы, возникающие вопросы и проблемы по формированию бюджета. Разработан план мероприятий по формированию местного бюджета и осуществлялся контроль за их выполнением. Организовано тесное взаимодействие с главными распорядителями средств местного бюджета (далее – ГРБС), главными администраторами доходов по подготовке и представлению необходимых сведений, расчетов и документов для формирования бюджета.

Проведено согласование всех необходимых исходных данных для расчетов межбюджетных трансфертов на 2011 - 2013 годы с Департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.

В установленный срок подготовлены среднесрочный финансовый план на 2011-2013 годы и проект решения Районной Думы «О бюджете муниципального образования Шурышкарский район на 2011 год и плановый период на 2012,2013 гг.» с необходимым пакетом документов к нему.

Проведена организация рассмотрения данного проекта решения на публичных слушаниях, депутатских слушаниях и заседании Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район.

Основные параметры бюджета на 2011 год и плановый период доведены до муниципальных образований, находящихся на территории муниципального образования Шурышкарский район, а также до главных распорядителей средств местного бюджета .

Проведены внешние проверки принятых решений о бюджетах на 2011 год и плановый период всех сельских поселений, на соответствие бюджетному законодательству.

Обеспечено составление и представление Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа планового и уточненного реестра расходных обязательств МО Шурышкарский район и свода реестра расходных обязательств муниципальных образований.

3. В рамках организации исполнения бюджетов 2011 года проведена следующая работа:

3.1. По доходной части бюджета:

В силу географической расположенности и сложившегося ряда особенностей, таких как отсутствие производственных предприятий, малонаселенности и сложной транспортной развязки консолидированный бюджет Шурышкарского района является дотационным, так из общего объёма доходов, исполненного за 2011 год в размере 4 005 360 тыс. руб. доля налоговых и неналоговых доходов составила лишь 4,8 % или 192 877 тыс. руб., безвозмездные поступления составили 3 812 483 тыс. руб. или 95,2 %.

Безвозмездные поступления.

Следует отметить, что общий объём доходов в сравнении с 2010 годом увеличился на 1 284 599 тыс. руб., данный показатель в большей мере обусловлен увеличением безвозмездных поступлений, так увеличение по дотации составило 166 302 тыс. руб., плановые назначения равняются 665 117 тыс. руб., субсидии в 2011 году выросли практически в 2 раза и составили 1 908 289 тыс. руб., субвенции, в свою очередь, увеличились на 166 302 тыс. руб. или на 33 %, исполнение на 01 января 2012 года составило 665 117 тыс. руб., из всех показателей составляющих данную подгруппу доходов уменьшение произошло по статье «иные межбюджетные трансферты», исполнение составило 15 514 тыс. руб., что меньше плановых назначений 2010 года на 22 758 тыс. руб. Группу доходов «безвозмездные поступления» также составляли «прочие безвозмездные поступления», исполненные в сумме 1 708 тыс. руб., доходы от возврата остатков целевых средств прошлых лет и непосредственно возвраты целевых средств прошлых лет, так суммарное исполнение по двум указанным подгруппам доходов составило 12 519 тыс. руб. со знаком минус.

Налоговые доходы.

Анализируя показатели исполнения собственных доходов консолидированного бюджета последних трёх лет, отмечается положительная динамика роста всех налоговых поступлений. Объём исполненных доходов в части налогов был увеличен по отношению к 2010 году на 24 824 тыс. руб., к 2009 на 43 815 тыс. руб. Данная тенденция в большей своей степени обусловлена ростом федеральных налогов и сборов, так на налог на доходы физических лиц составил 79 и 69 % от указанных объёмов увеличения. Налоги, уплачиваемые организациями, использующими систему специальных налоговых режимов, в силу небольших объёмов увеличились по отношению к 2010 и 2009 годам на 5 202 тыс. руб. и 7 179 тыс. руб. соответственно, в пропорциональном соотношении показатели увеличились в 1,42 и 2,68 раза.

Местные налоги и сборы по-прежнему составляют самую незначительную долю в объёме налоговых и неналоговых доходов. Данная ситуация характерна для всех бюджетов поселений, находящихся на территории Шурышкарского района. В силу определения стоимости имущества по инвентаризационной оценке объёмы поступлений налога на имущество физических лиц, как и земельного налога, определяемого исходя из кадастровой стоимости участка, практически невозможно увеличить. Отмена установленных льгот также окажется неэффективной, согласно информации, предоставляемой налоговой службой, льготы, установленные нормативными актами местного уровня фактически не используются. Предполагаемое нововведение в части налогообложения в виде налога на недвижимость позволит существенно увеличить налоговый потенциал бюджетов. На данный момент общее ежегодное поступление по местным налогам едва превышает 300 тыс. руб.

Неналоговые доходы.

Большую долю в части неналоговых доходов на протяжении последних лет занимали такие подгруппы доходов как «доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства», «доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» и «штрафы, санкции, возмещении ущерба», соответственное их исполнение в 2011 году: 31 058 тыс. руб., 5 822 тыс. руб. и 3 754 тыс. руб. Общий объём неналоговых доходов, без учёта невыясненных поступлений и возврата остатков окружных целевых программ прошлых лет, входящих в группу «Налоговые и неналоговые доходы» до 2011 года, за отчётный период составил 42 945 тыс. руб., что ниже показателя 2010 года на 24 327 тыс. руб. Уровень доходов 2010 года был значительно выше уровня отчётного за счёт поступлений от реализации имущества, находящегося в собственности муниципальных районов, в части реализации основных средств.

3.2. По расходной части бюджета:

Обеспечено составление и ведение сводной бюджетной росписи местного бюджета, своевременное доведение лимитов бюджетных обязательств до ГРБС. В течение года подготовлено и доведено до ГРБС и муниципальных образований 2 218 уведомлений на передвижку бюджетных ассигнований.

Проведена значительная работа по подготовке проектов решений по внесению изменений в решение Районной Думы «О бюджете муниципального образования Шурышкарский район на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», а так же необходимых к нему документов. В течение 2011 года было подготовлено 5 поправок в местный бюджет.

По состоянию на 1 января 2012 года 50 учреждений районного подчинения обслуживаются через лицевые счета в органе муниципального казначейства. Учреждениям открыто 242 лицевых счета, из них 218 лицевых счетов по учету бюджетных средств и 24 лицевых счета по учету средств от приносящей доход деятельности.

Санкционирование расходов местного бюджета осуществлялось в пределах учитываемых на лицевых счетах главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов местного бюджета, а также бюджетных смет, показатели которых проверялись на соответствие утвержденным лимитам бюджетных обязательств.

Одно из важных направлений работы в отчетном периоде - совершенствование работы по учету операций по исполнению бюджетов поселений в соответствии с заключенными с органами местного самоуправления Соглашениями «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных образований

органам местного самоуправления муниципального образования Шурышкарский район на 2012 год».

Продолжено осуществление мероприятий по переводу получателей средств районного и местных бюджетов на электронный документооборот с применением электронной цифровой подписи посредством автоматизированной системы «Удаленное рабочее место». По состоянию на 1 января 2012 года 50 получателей средств местного бюджета (100 %) используют в работе автоматизированную систему «Удаленное рабочее место», из них 25 (50%) бюджетополучателей осуществляют электронный обмен платежными документами с применением электронной цифровой подписи.

С целью экономии и эффективного использования бюджетных средств обеспечивалось санкционирование расходов через электронную систему оборота департамента финансов тех бюджетополучателей, которые осуществляют электронный обмен платежными документами с применением электронной цифровой подписи.

Обеспечен полный перевод получателей средств бюджета муниципального района на электронный обмен выписок из лицевых счетов бюджетополучателей с применением электронной цифровой подписи.

Организован электронный обмен между Салехардским ОСБ 1790/045 и отделом муниципального казначейства в режиме «онлайн» для оперативного управления наличными средствами.

В результате проведенных мероприятий обеспечено бесперебойное кассовое исполнение местного бюджета и выполнение всех принятых обязательств.

Одним из основных направлений деятельности департамента финансов Шурышкарского района является осуществление предварительного контроля за расходованием бюджетных средств на стадии совершения платежа.

При проведении предварительного контроля за отчетный период по расходам местного бюджета принято к рассмотрению 42990 платежных документов, из них принято к оплате 42792 платежных документов (99%).

Одним из направлений работы в рамках осуществления предварительного контроля за расходованием средств местного бюджета является контроль за соблюдением бюджетополучателями законодательства о закупках. В целях предотвращения финансовых нарушений в данной сфере в течение отчетного периода осуществлялась проверка документов на оплату муниципальных контрактов на соответствие с заключениями конкурсной комиссии.

В течение года осуществлялось согласование заявок муниципальных заказчиков при проведении конкурсных процедур (2261 заявки на общую сумму 1 172 тыс. рублей). В результате возвращено 137 заявок, составленных в нарушение нормативно-правовых актов, на общую сумму 833 тыс. рублей. Все заявки в обязательном порядке проходили процедуру согласования с отраслевыми отделами департамента на предмет целесообразности расходов.

В рамках требований Бюджетного кодекса РФ департаментом были подготовлены ежеквартальные отчеты об исполнении местного бюджета за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2011 года. Отчеты рассмотрены администрацией муниципального образования, по результатам рассмотрения приняты постановления администрации, главы муниципального образования Шурышкарский район от 23.05.2011 г. № 29-пг, от 18.06.2011 г. № 456-а, от 14.12.2011 г. № 65-пг.

С целью оптимизации, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов проводилась следующая работа:

В 2011 году была продолжена практика внедрения принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Выросло число главных распорядителей средств местного бюджета переведенных на формирование программного бюджета и составило 5 ГРБС или 62% от общего числа ГРБС.

В отчетном году проведена работа по совершенствованию правовой базы по оптимизации расходов и повышению их эффективности. Подготовлены следующие нормативно-правовые акты: постановление администрации МО Шурышкарский район от 16.03.2011 года № 111-а «О мерах по оптимизации расходов местного бюджета в сфере муниципального управления муниципального образования Шурышкарский район»; постановление главы муниципального образования от 08.06.2011 года № 38-пг «О программе по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования Шурышкарский район на период до 2012 года».

В 2011 году на постоянной основе осуществлялась работа по мониторингу просроченной кредиторской задолженности ГРБС и муниципальных учреждений. По состоянию на 1 января 2012 года просроченной кредиторской задолженности нет.

В ходе исполнения бюджета осуществлялся мониторинг соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленного Правительством ЯНАО. Доля расходов на содержание органов местного самоуправления в общей сумме налоговых и неналоговых доходов, дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при установленном нормативе 18,45%, фактически составила 16,6%.

В целях мониторинга расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований и динамики численности составлены сводные отчеты о расходах и численности работников органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального района и сельских поселений за 2010 год, за I полугодие и 9 месяцев 2011 года. В установленные сроки данные отчеты представлены в Департамент финансов ЯНАО.

В течение года анализировалось исполнение смет расходов органов местного самоуправления и курируемых учреждений.

Осуществлялся контроль за соблюдением лимитов фонда оплаты труда и предельной штатной численности органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями. Штатные расписания органов местного самоуправления согласованы в пределах установленной численности, ассигнования по заработной плате в сводной бюджетной росписи установлены в пределах лимита фонда оплаты труда.

В рамках перехода на новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы (далее – НСОТ) специалистами департамента осуществлялось методическое сопровождение данного вопроса. Проведен анализ результатов введения НСОТ работников муниципальных бюджетных учреждений, результаты которого рассмотрены на коллегии департамента.

Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ

В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ распоряжением администрации муниципального образования Шурышкарский район от 4 октября 2010 года № 558-ра утвержден план мероприятий по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон).

Планом мероприятий установлены сроки подготовки и принятия решения о переходном периоде, нормативных актов департамента финансов и нормативных актов органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений.

В целях оказания методологической помощи муниципальным учреждениям в реализации Федерального закона проведены совещания с главными распорядителями средств бюджета. Подготовлен и обсужден перечень муниципальных правовых актов, которые необходимо разработать, определены сроки их принятия.

Разработка муниципальных правовых актов осуществляется в зависимости от разработанных на федеральном, окружном уровне модельных актов и актов, принятых на федеральном и окружном уровне по соответствующим направлениям реализации Федерального закона №83-ФЗ.

Для реализации положений Закона 83-ФЗ принят ряд нормативных и правовых актов общего характера, регулирующих вопросы реализации закона во всех отраслях бюджетной сферы.

В рамках реализации Федерального закона №83-ФЗ в сроки, установленные планами, были приняты все необходимые нормативные правовые акты.

Формирование проекта решения Районной Думы «О бюджете муниципального образования Шурышкарский район на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» осуществлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ.

В муниципальном образовании был установлен переходный период до 1 января 2012 года. В данный период финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений осуществлялось на основании бюджетных смет и предусматривалась возможность перехода к финансированию бюджетных учреждений путем выделения субсидий на выполнение муниципального задания.

Приняты решения по изменению типов муниципальных учреждений. Перечень муниципальных и казенных учреждений утвержден Постановлением администрации муниципального образования Шурышкарский район от 23 ноября 2011 года № 673-а «Об утверждении перечня главных распорядителей и получателей средств местного бюджета».

3.3. В рамках исполнения консолидированного и местных бюджетов департаментом проведена следующая работа:

Ежемесячно проводились прием и проверка отчетности об исполнении бюджета главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, муниципальных образований. Формирование и предоставление консолидированной отчетности об исполнении бюджета проводилось в установленные сроки.

Подготовлены отчеты об исполнении бюджета за I квартал, первое полугодие и 9 месяцев 2011 года, своевременно и в полном объеме представлены в Департамент финансов ЯНАО.

Проведена работа по составлению годового отчета об исполнении консолидированного муниципального бюджета Шурышкарский район и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год. Консолидированный отчет составлен своевременно и в полном объеме представлен в Департамент финансов ЯНАО.

Департаментом финансов Шурышкарский район за 2011 год проведено 315 проверок по предоставленной отчетности:

· годовых отчетов главных распорядителей бюджетных средств, муниципальных образований – 23;

· квартальных отчетов главных распорядителей бюджетных средств, муниципальных образований – 62;

· месячных отчетов главных распорядителей бюджетных средств, муниципальных образований – 230;

Ежеквартально сведения об исполнении муниципального бюджета публиковались в районной газете «Северная панорама», а также на официальном сайте администрации муниципального образования Шурышкарский район.

Осуществлялись консультации главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, муниципальных образований по вопросам бюджетного учета, отчетности.

Осуществлена работа по совершенствованию организации бухгалтерского учета, укреплению его контрольных функций, повышению профессионального роста бухгалтерских кадров, внедрения новых информационных технологий, сопровождающих бухгалтерский учет и отчетность.

В соответствии с графиком проверок осуществлена проверка организации бюджетного учета в Мужевской центральной районной больнице. В ходе проверки оказана практическая помощь в совершенствовании бюджетного учета и отчетности.

Подготовлены разъяснения об особенностях составления и представления месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении бюджета главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств, муниципальными образованиями.

В 2011 году была проведена работа по списанию нереальной к списанию задолженности перед бюджетом муниципального образования Шурышкарский район по бюджетным кредитам в сумме 35 215 732,57 руб., в том числе, по основному долгу – 35 101 559,34 руб., по процентам – 114 173,23 руб.

3.4. В рамках реализации одной из важнейших задач департамента финансов - осуществление муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации в 2011 году отделом финансового контроля департамента финансов проведено 12 контрольных мероприятий, в том числе 8 плановых ревизий финансово-хозяйственной деятельности, 2 документальных проверки – по поручению администрации района, 2 тематические проверки – по обращениям граждан, по требованиям правоохранительных органов департаментом проведено 11 документальных проверок.

По различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверками охвачено 16 учреждений и организаций муниципального образования в области здравоохранения, культуры, образования, капитального строительства и жилищно – коммунальной сфере.

Общая сумма выявленных финансовых нарушений в 2011 году составила 17 175,3 тыс. рублей, что выше уровня прошлого года на 4 139,3 тыс. рублей.

Объем финансовых нарушений, выявленных ревизиями и проверками департамента финансов за 2009-2011 годы, характеризуется следующими показателями:

тыс. руб.

Перечень финансовых нарушений

2009 год

2010 год

2011 год

Нецелевое использование бюджетных средств

2 512,4

1 888,2

590,8

Неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов

5 139,8

2 143,2

13 445,8

Неэффективное использование денежных средств и материальных ресурсов

421,9

-

2 533,8

Другие финансовые нарушения

2 770,1

9 004,6

604,9

Итого:

10 844,2

13 036,0

17 175,3

По результатам документальных проверок финансовой деятельности бюджетных учреждений, проведенных в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и планом проведения ревизий (проверок), Департаментом финансов в течении отчетного периода осуществлялись контрольные действия по взысканию в бюджет сумм финансовых нарушений:

- с целью устранения выявленных нарушений финансовой дисциплины в адрес руководителей проверенных учреждений направлялись письма с установлением сроков по восстановлению кассовых расходов учреждения и перечислению в доход бюджета расходов прошлых лет;

- в бесспорном порядке производилось изъятие бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

- выносились предложения по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц проверяемых учреждений;

-информация по результатам проведенных проверок подведомственных учреждений доводилась до главных распорядителей бюджетных средств для принятия мер по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины;

- материалы проведенных контрольных мероприятий по участию в прокурорском надзоре передавались в правоохранительные органы для принятия мер прокурорского реагирования.

Устранено финансовых нарушений на общую сумму 577,8 тыс. рублей. В настоящее время с проверенными учреждениями бюджетной сферы проводится работа по устранению выявленных нарушений и возмещению неправомерно израсходованных бюджетных средств.

4. В рамках кадровой работы ведется: прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя департамента, ведется учет личного состава, осуществляется выдача справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников, хранение и заполнение трудовых книжек.

В 2011 году проведена аттестация служащих департамента финансов. По решению аттестационной комиссии все служащие признаны соответствующими занимаемым должностям. Присвоены очередные классные чины со сроком прохождения муниципальной службы.

Новости района

#